Ябалаклинцы хотят возродить былую славу села

Они планируют и проводят различные мероприятия, ведут активную деятельность  по вовлечению населения  в художественную самодеятельность, спорт,  исторические исследования,  сохранение народных традиций, литературу.  На днях в клубе села прошел праздник, на него жители пришли со своими самоварами. Его сценарий составила Гайша Юсупова. «Праздник самовара» собрал и молодых, и старых.

Мероприятие начали с песни «Грузинский чай», которую исполнил Рим Юсупов. В ней говорится о том, что нужно пить чай, а не алкоголь. Эти слова звучали как девиз праздника.  Зрители ознакомились с выставкой разнообразных самоваров. Пожилые останавливались у экспозиции «Ялан сэйе», в которой была передана картина чаепития во время сенокоса, здесь же можно было увидеть почти музейный экспонат – прибор заточки косы,  и с чувством ностальгии делились воспоминаниями.

Хозяева самоваров поведали удивительные истории появления этого источника силы в доме. Эти истории бережно хранятся в каждой семье и передаются из поколения в поколение.

В хозяйстве самовар был очень нужной вещью, поэтому, когда девушки выходили замуж, они приносили его в качестве приданого в дом мужа.

Лена Булатова рассказала о традициях башкирского народа, связанных с самоварами – Килен сэйе (чаепитие с невесткой), которое проводили на второй день после свадьбы. Свекровь знакомила молодую с соседками и дальними родственницами. А «Бэпес сэйе» (Чаепитие с младенцем) – традиция взаимовыручки среди женщин, когда в дом роженицы носили гостинцы – кто оладьи, кто бэлеш.

– У нас в селе была еще одна традиция, – поделилась Лена Багдатовна,  – Омэ сэйе, – чаепитие во время посиделок и  помощи. На посиделки часто собирались в дом Азнагула, что на улице Куркэ (Индюка). Об этом рассказывала моя свекровь Шамсибадар. Азнагул бабай был грамотным человеком, он читал сказки, а женщины за рукоделием его слушали.

Кстати, женщины села и сегодня любят заниматься рукоделием. В сельском клубе, мечети оформили выставку работ Рашиды Сафиной, Муниры Амирхановой и других. Здесь и связанные крючком и спицами шали, кофты, платья, даже сумки. А Лена Салимова и ее внучка занимаются вышивкой. Свои работы они оформляют как картины – с символом года, совами,  мечетью, со цветами.

Имам хатиб мечети «Салям» Салават Валикеев рассказал о мастере по ремонту посуды, который ездил по деревням и через трубу самовара созывал выносить бытовые приборы. Он показал молодым мастер-класс, как ставить самовар.

Зрители участвовали в веселой викторине «Все о чае». Вскоре закипели самовары, мастерицы села и гости представили свои национальные блюда. Вот где было изобилие всяких вкусняшек – блины, кыстыбый, май кумэче, бэлеш, пироги! Праздник был по-семейному уютный и теплый с чаепитием, песнями и пляской. Чай  заварили с душистыми травами, пили с медом, вареньем из ягод, которые растут не только в саду, но и в лесу и на полянах вокруг села.  

В конце праздника имам хатиб мечети «Салям» Салават Валикеев призвал односельчан быть такими же активными и на следующих мероприятиях. Он поделился планами на будущее. Уже на следующей неделе планируются игры на свежем воздухе для детей и турнир по зимней рыбалке среди взрослых. Тем более уже время открывать озера. Ябалаклинцы как и все башкиры издавна занимались рыболовством, даже на селе был рыбхоз, три артели. Ягафар Вильданов во время войны работал там с женщинами, они обеспечивали 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию рыбой, когда она базировалась в Алкино. И после войны еще долгие годы рыбхоз действовал. Там работали и Салимьян Давлетшин, Минебай Булатов. Рыбу продавали на базаре в Шингак-Куле, в Уфе. Этими воспоминаниями когда-то поделилась  с Леной Булатовой Фарида Ахтямова. Организаторы надеются,  что потомственные рыбаки-ябалаклинцы будут активно участвовать в мероприятии. Ведь и сегодня заядлых рыбаков в селе много.

По материалам "Родник плюс".

Фотографии: 

Подписаться на ежедневную подборку новостей