Вместе и гуся легче ощипывать
В СП Карсаманский сельсовет состоялся праздник «Каз омэсэ»
В старину сельчане с приходом холодов готовились играть свадьбы. Им предшествовал «Каз омэсэ» – праздник гусиного пера. Об этой народной традиции рассказали участники мероприятия, которое состоялось 19 ноября в семье жителей с. Асаново Кармасанского сельсовета Фидана и Эльвины Шайбаковых.
– В башкирских и татарских деревнях гусь считался символом богатства. Недаром, солёные и вяленые гуси, как и подушки из пуха этой птицы, обязательно входили в состав свадебного приданого. С наступлением холодов, сельчане начинали заготовку гусей на зиму. Хозяева звали на помощь родных, друзей, соседей, ведь приходилось обрабатывать десятки птиц. Поэтому и появился обычай, который дословно переводится как «гусиная помощь», – рассказала библиотекарь Кармасанской библиотеки Роза Фаизова.
Следование старинным традициям превратило кропотливую работу по заготовке припасов на зиму в праздник. В доме семьи Фидана и Эльвины Шайбаковых гостям рады, особенно детям, ведь праздник гусиного пера формирует интерес к труду и национальным традициям у малышей.
– Хорошо, что в наш дом собралось много родственников и знакомых. В этом году стадо гусей насчитывает 60 голов, и помощь оказалась как нельзя более кстати, – говорит хозяин, один из лучших механизаторов МУСП совхоз «Кармасан» Фидан Шайбаков.
– В празднике слились дружеская помощь, развлечение и повод для знакомства. Это школа женственности, домоводства, весёлых традиций, бережно хранимых с незапамятных времён, – считает заведующая Кармасанского Дома культуры Альфия Хазиева.
Альфия Адгамовна рассказала, что весёлый сельский праздник проводится в Кармасанском сельском поселении второй раз. А впервые восстановленный старинный обычай здесь состоялся в 2019 году. Эпидемия коронавируса только отложила, но не смогла нарушить желание сельчан радоваться жизни на полюбившемся мероприятии.
Ответила заведующая сельским клубом и на вопрос о подоплёке праздника.
– Гусей ощипывали женщины и девушки на выданье. Несмотря на внешнюю простоту, работа требует сноровки и большого терпения. Женщины постарше делились своим опытом с молодёжью, выбирали невесток сыновьям, а девушки демонстрировали матерям своих суженых проворство и лучшие качества хозяек, – рассказала Альфия Хазиева.
По традиции работу начинают с песен. Одну за другой работницы поют свои любимые – «Тан Боресе», «Яшьлек Учалы», «Йошга Коё», «Ауыл Коё», «Сиреньнар». Как замечает старейшая участница праздника Лилия Фаттахова, с песней самая тяжёлая работа становится легче.
– В каждом деле много секретов. Перед ощипыванием тушки птиц окунают в кипяток, чтобы перья легче снимались. Перья выщипывают против роста волос. У каждой участницы «гусиной помощи» свои привычки – одни начинают ощипывать гусей с шеи, другие с крыльев или с ног, – говорит Лилия Усмановна.
А Динара Шайбакова второй раз участвует в этом обряде, и хотя у неё ещё немного опыта, она старательно его набирается у старших хозяек.
– Пока только учусь непростому делу. Пальцам требуется определённая сноровка и сила, – улыбается Динара.
С каждой ощипанной тушкой перед мастерицами растёт гора пуха, который пойдёт на изготовление подушек. Продукция из гусей широко востребована. Против обморожения кожи незаменим гусиный жир. Хозяйки покрывают с помощью гусиных пёрышек маслом выпечку.
– С гусиными перьями связана ещё одна старинная традиция. Дети бросают перья на улице, чтобы домашней птицы на следующий год стало ещё больше, – рассказала Альфия Хазиева.
Хотя на ощипывание каждой тушки уходит 15-20 минут, на обработку всего гусиного стада хозяюшки тратят несколько часов. А завершился «Каз омэсэ» в с. Асаново традиционным полосканием тушек в ледяной воде. Гусей для этого подвесили на коромысла, и женщины под игру на баяне Фидана Шайбакова отправились к проруби. Используют для переноски коромысла не случайно, ведь до воды путь неблизкий, да и гуси весят несколько килограммов.
– Раньше на этот праздник сельчане надевали свои лучшие наряды. На берегу проводились игры с участием молодёжи, звучала музыка, потенциальные женихи и невесты общались друг с другом, ведь мест для встреч было немного. После завершения работы хозяйка накрывала праздничный стол. А в скором времени на селе игрались свадьбы, – говорит Альфия Адгамовна. – Возрождение праздников становится одним из способов сбережения народных обычаев, сохранения исторической памяти о предыдущих поколениях народа.
Пётр МАКОВ, газета "Уфимские нивы"