Шаранские овощеводы отодвинут зарубежных конкурентов и выйдут на мировой рынок

Из резко подорожавшего борщевого набора и взращенных под солнцем огурцов, томатов, перцев и других овощей власти республики почему-то обратили внимание только на капусту. И объяснили рост цены на нее засухой. Но сами производители знают истинную причину: наценка в 100 и более процентов делается в торговых сетях, которые от засухи уж точно не пострадали. Ретейлу без разницы, чей товар лежит на полках, главное —снять с него побольше «сливок». Поэтому импортный огурец продается по той же цене, что и местный фермерский — в среднем по 180 рублей за килограмм. В проигрыше от этого и фермеры, и покупатели.

Мы отправились в Шаранский и Туймазинский районы, чтобы выяснить, что мешает овощеводам отодвинуть зарубежных конкурентов и выйти на мировой рынок.

 

Игры на рынке

— Если по 80 рублей огурцы не принимают, соглашаемся на 70 рублей с НДС, причем сами привозим в торговые сети, — отвечает на вопрос о скакнувших ценах председатель сельхозкооператива «Житница» Марат Галимов. — На ценники в магазинах мы никак не влияем. В прежние годы с последней декады апреля и до середины мая спрос на огурцы повышался, соответственно, и оптовая цена до ста рублей за кило доходила. Но в эти пандемийные годы, наоборот, она падала даже до 30 рублей при себестоимости 50 рублей за килограмм. Минус затраты на газ и электроэнергию, семена, оборудование, логистику, зарплату рабочим. Как тут развиваться?

Галимов знает толк в том, о чем говорит: тепличные овощи вместе со старшим сыном Азатом (кстати, дипломированным юристом), руководителем КФХ «Галим», выращивает 18 лет. Ориентируясь на потребительский спрос, первую половину года Галимовы занимаются огурцами, вторую — томатами. В селе Зириклы Шаранского района теплицы занимают 3,8 гектара. Но ни австрийские семена, ни южно-корейская система, позволяющая удаленно управлять микроклиматом в теплице, ни собственная метеостанция, к сожалению, погоды не делают. И не потому, что на российском рынке практически нет аналогов оборудования и технологий, элитных семян, многослойной пленки. По словам Азата Галимова, они работают в прежнем ритме, хотя санкции и заставили искать альтернативу в России.

— Спокойно занимаемся своим делом: осенью уберем огурцы, а к концу сентября на их место высадим рассаду томатов, — говорит он. — В этом году они будут отечественные. Надеемся, к началу следующего сезона ситуация нормализуется, и будем дальше сотрудничать с зарубежными партнерами. Возможно, перейдем на другие сорта. Не отказываемся и от планов дальше работать с корейцами. К примеру, есть бизнес-план по выращиванию корейской клубники с хорошими вкусовыми свойствами, повышенным содержанием сахара и высокой устойчивостью к транспортировке. К сожалению, в России долгое время селекцией клубники всерьез не занимались.

На 120 гектарах пашни, которые в прошлом году отдали под пшеницу, этой весной посеем гречиху, семена уже закупили. В позапрошлом году она хороший урожай дала. А сейчас особенно востребована. На пяти гектарах впервые хотим посеять морковь. Сельхозтехнику арендуем у членов нашего сельхозкооператива «Житница». Считаю, чтобы не зависеть от зарубежных стран, мы должны все выращивать сами. А для этого нужно объединять усилия, ведь один в поле не воин.

Второй сын Марата Мугаллимовича, Булат, возглавил созданный в этом году К(Ф) Х «Агробам» в Шаране, вступил в кооператив «Житница». В его планах — выращивать овощи на открытом грунте.

 

Одна голова хорошо, а десять лучше

Восемь лет назад Марат Галимов организовал один из первых в республике сбытовых сельхозкооперативов — «Туймазинский овощевод». Потому что понимал: мало только вырастить — нужно еще и выгодно продать продукцию. И не перекупщикам, которые берут ее за копейки и навариваются на сельхозниках осенью и зимой. Когда туймазинские тепличники вышли на торговые сети напрямую, увидели потерянную разницу.

Потом образовался аналогичный кооператив в соседнем Шаранском районе. Первый объединяет 10, второй — 11 фермеров. Оба получили федеральные гранты: построили на них современные овощехранилища на 750 и 1,5 тысячи тонн, оборудовали их, приобрели фуры-рефрижераторы. Овощехранилища стали второй ступенькой к цивилизованной торговле. Сети диктуют свои условия по качеству и подготовке продукции: огурцы должны быть охлажденными после сбора и транспортироваться в рефрижераторах при определенной температуре. Кроме того, в планах принимать от фермеров-членов кооперативов на осенне-зимнее хранение картофель, морковь, свеклу, лук, капусту. Пробные партии белокочанной здесь уже хранили. Процент сохранности составил больше 95, а если хранить по старинке, в подземных овощехранилищах, то почти половина будет утеряна. Автоматика «думает» за человека: нажимаешь на кнопку «картофель», и тут же настраиваются самые оптимальные для его хранения условия — температура, влажность.

Высокий процент сохранности урожая оборачивается высокой рентабельностью.

Третья ступенька — свои фирменные магазины. Это не только избавит от логистики и огромных наценок, но и приблизит овощи к жителям Туймазинского и Шаранского районов. Подвижки в этом направлении уже есть. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства выбрала Башкирию одним из пилотных регионов для реализации проекта по поддержке организации и расширения рынков сбыта продукции в формате фермерского магазина. Минторговли республики предложило главе Туймазинского района поддержать инициативу «Туймазинского овощевода» и выделить под магазин бывшую котельную в Туймазах. Надеемся, что вскоре свежие огурцы и томаты смогуткупить и сельчане. Особенно когда на своих огородах урожая уже не будет.

 

С прицелом на Запад

— Планы у кооператива большие: как только начнем получать хорошие урожаи и увеличим объемы, займемся переработкой, — говорит Марат Галимов. — В Туймазах уже есть оборудование — как российское, так и китайское и польское — по мойке, шинковке, вакуумной упаковке овощей закрытого грунта. Можно нашинковать капусту, сделать морковку по-корейски, борщевую заготовку,нарезать свежий овощной салат. Мы его испытали. Думаю, осенью наладим первый этап переработки. А на перспективу рассматриваем и глубокую переработку— консервирование, производство соков и сушенку овощей. К примеру, можно для воинских частей это делать. Мы эту тему изучаем и думаем реализовать замысел в Зириклах. Опять же на селе востребованы новые рабочие места. Видим, что Европа давно подсела на органическое питание. Концентраты морковного, свекольного соков востребованы и полезны, особенно для детского питания. Такой товар можем поставлять и в дальнее зарубежье. Для школьного питания можно разводить фруктовые соки овощными. Это даст толчок для развития и отдельным фермерам, и сельскому хозяйству в целом. Для того чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке и развивать импортозамещение, нужны высокие технологии. Но без инвестиций, без господдержки сделать это не получится.

Что касается сегодняшней ситуации в мире и стране, фермер настроен оптимистично. Он уверен, что у сельхозпроизводителей должен появиться стимул, ведь в их руках продовольственная безопасность страны и республики.

— Будем увеличивать урожайность, эффективнее использовать удобрения, бережнее относиться к имуществу, — загибает пальцы на руке собеседник,— реализовывать продукцию через свои фирменные магазины. Думаю, за счет этого сдержим цены и не потеряем своего покупателя. Ведь, к примеру, морковь в республику в основном идет из Средней Азии,Волгоградской области. А где же местная? На этот год мы закупили импортные семена. На следующий будем думать, выбирать элитные сорта у отечественных производителей. Да, сегоднявседорожает — и материалы, и услуги. Это отразится и на себестоимости, и на цене конечного продукта. Но у нас есть преимущества — экономим на логистике, предлагаем качественную вкусную свежую продукцию, которую можем долго хранить

 

Комментарий

Фидан ИШЕМГУЛОВ, глава Шаранского района:

— Радует, что в районе представлена широкая линейка продукции. КФХ «Галим» выращивает и огурцы, и томаты. Сейчас получает первые урожаи огурцов. Конечно же, мы поможем с реализацией. Потому что от этого зависит дальнейшее развитие хозяйства. В планах у КФХ и выращивание овощей закрытого грунта. Это актуально — сейчас заканчиваются прошлогодние запасы картофеля, капусты, моркови. Все это мы можем и обязаны выращивать сами, а не закупать в других регионах и странах. К сожалению, очень мало фермеров и владельцы личных подсобных хозяйств сегодня занимаются овощеводством. В основном все завозное. Каждую неделю проводим предпринимательские часы, приходят владельцы ЛПХ, которые хотят расшириться. Буквально две недели назад рассмотрели проект по выращиванию картофеля, капусты. Предприниматель подобрал землю в селе Нижние Ташлы, сейчас оформляет ее в аренду и готовит документы для участия в программе «Агростартап». Многие фермеры разводят клубнику. Трудностей с ее реализацией у них нет: через интернет-площадки, соцсети. Меня беспокоит то, что производители оптом отдают свой урожай в крупные сети в Уфе, а шаранцы остаются без фермерской продукции. Система райпо, к сожалению, не сохранилась. Поэтому есть планы по созданию фермерского магазина в Шаране: все, что выращивается в районе, можно будет купить в одном месте. Среди десяти сельхозкооперативов лишь один занимается переработкой. С ноября прошлого года работает молочный цех в Шаране: собранное у населения молоко, пастеризует и продает в местных магазинах. Можно пойти и дальше. К примеру, совместно со свекловодами выпускать сгущенку. Один фермер-клубничник в этом году варил джемы, морсы и продавал на трассе. Начал строить теплицу, чтобы круглый год выращивать ягоды, хочет наладить постоянную переработку. За такими энтузиастами будущее.

 

Фотографии: 

Подписаться на ежедневную подборку новостей