Ильшат Фазрахманов: В Башкортостане даже меняющийся климат на руку аграриям

В период коронавирусной пандемии-2020 и падения цен на нефть в России сельское хозяйство не было официально признано пострадавшей отраслью. Вместе с тем, ухудшение мировой экономики внесло определенные коррективы в развитие АПК. О том, как эти стресс-факторы повлияли на деятельность аграриев Башкирии, и какой опыт они извлекли из текущей ситуации, в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал заместитель премьер-министра республиканского правительства - министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов.

- Ильшат Ильдусович, в этом году сформировался шаблон - начинать любое интервью с вопроса о том, как пандемия и цены на нефть повлияли на ту или иную сферы экономики.

- Сельское хозяйство - та отрасль, где работа не останавливается ни на один день. И в этом году в Башкирии хлеборобы, растениеводы, животноводы и переработчики работали без перерыва и выходных. И отработали, я считаю, хорошо. По предварительным данным, за 9 месяцев 2020 года индекс производства продукции сельского хозяйства составил 103,8%, в том числе в растениеводстве - 106,2%, животноводстве - 101,9%. В аналогичном периоде прошлого года - 100%.

По "валу" мы выросли на 4,9 млрд рублей, до 134,4 млрд рублей, положительную динамику обеспечили растениеводство - на 3,4 млрд рублей и животноводство - на 1,4 млрд рублей.

Кроме того, животноводы и птицеводы за тот же период произвели 263,7 тыс. тонн мяса, на 11% больше показателя аналогичного периода прошлого года, 1,305 млн тонн молока и 794,6 млн штук яиц. Объем производства товарного молока вырос на 4%, до 581 тыс. тонн.

Мы живем не изолированно от остального мира, осознаем, что есть угроза заболевания, есть риски для здоровья и жизни работников АПК. Но специфика сельского хозяйства в том, что мы не можем себе позволить длительные больничные и карантин, поэтому принимаем все необходимые меры, соблюдаем все санитарно-эпидемиологические требования. Это дополнительные расходы, но мы на них идем.

Наверное, основная сложность, которую мы остро почувствовали в этот период: к нам во время карантинных мероприятий и закрытия авиарейсов, как и к остальным собственникам производящих мощностей, не смогли приехать из-за рубежа технические специалисты для обслуживания импортного оборудования.

- Башкирия вновь собрала рекордный урожай зерна, хотя в уборочную страду были прогнозы, что он, скорее всего, едва достигнет уровня прошлого года.

- Объем намолота зерновых и зернобобовых культур в этом году составил 4,038 млн тонн, что на 21% больше уровня прошлого года. Урожайность составила 22,9 центнера с гектара (в 2019 году - 20,4 центнера с гектара).

Когда началась уборка урожая, стояла солнечная теплая погода. В самый ее разгар пошли сильные дожди, которые очень повлияли на качество зерна: на старте мы собирали зерно 3-го класса, после дождей - уже 5-го.

- Учитывая уровень закупочных цен на зерно и затраты на посевные работы, посевной материал и удобрения, получается, аграрии "в минусе"?

- Нет. Дело в том, что, по условиям севооборота, средний сельхозпроизводитель, возделывая большие площади земли, в основном занимается пятью культурами: зерном, гречихой, сахарной свеклой, подсолнечником и кормовыми культурами. Как правило, год от года две культуры становятся высокомаржинальными, две - "в минусе", одна выходит "в ноль". То есть, аграрий так или иначе получает прибыль. Но по итогам этого года все пять культур оказались доходными.

- Земля в Башкирии действительно основной аграрный ресурс?

- Не основной. У нас огромный регион, не только по физической территории, но и по многообразию использования агротехнологий. Среди основных, отличительных признаков нашего сельского хозяйства - большие земельные наделы, трудовые кадры, и, самое важное, традиции не только земледелия и животноводства, а особого подхода к делу, отношения, даже менталитета агрария.

- Чем же менталитет башкирского агрария отличается от менталитета, скажем, агрария из южных регионов России?

- Мы стараемся делать запасы, всегда иметь задел на следующий сельхозгод. Представители отрасли из теплых регионов, рядом с портами, например, вырастили урожай и, при хорошей рыночной конъюнктуре, реализовали свои объемы. А наши сельхозпроизводители всегда оценивают будущее как неопределённое и потому имеют заполненные склады.

Именно такое сберегательное поведение в этом году в период спекулятивного ажиотажного спроса на крупы и зерно позволило республике обеспечить бесперебойную деятельность переработки и регулярное пополнение магазинных полок.

Но, несмотря на некоторую консервативность и традиционализм, у нашего агрария хорошо развита так называемая гибкость мышления, он чутко следит за технологическими изменениями. Передовые хозяйства легко перенимают зарубежный опыт, осваивают новые технологии, локализуют лучшие мировые наработки.

Так, мы поработали на импортных комбайнах и тракторах, научились ими управлять и обслуживать, теперь можем выбрать лучшую технику у отечественных производителей, которая у нас начала появляться. Техника российского производства, при наличии сети сервисного обслуживания, ничем не хуже западной, только намного дешевле.

За 10 месяцев наши аграрии существенно обновили парк сельхозтехники: приобрели 2,806 тыс. единиц техники и оборудования на сумму более 8,2 млрд рублей, что на 2,7 млрд рублей превышает показатели аналогичного периода 2019 года. С начала этого года приобрели 401 трактор различного тягового класса, 240 зерноуборочных и 46 кормоуборочных комбайнов, более 600 почвообрабатывающих и посевных машин и другой техники.

По договорам лизинга в наш регион была поставлена техники на 2,3 млрд рублей, в том числе через АО "Росагролизинг" - на 1,7 млрд рублей. По объемам поставок техники через "Росагролизинг" республика занимает третье место в рейтинге российских регионов.

Нам приходится меняться, так как меняются подходы к развитию отрасли и требования к нашей продукции, меняются даже климатические условия, в которых мы работаем. Зимы все малоснежнее, теплый период все длиннее. Оказывается, и это на руку аграриям.

- Коль скоро мы заговорили об изменении сознания, как, по Вашему мнению, это влияет на эффективность деятельности?

- Начиная с середины 2018 года в республике начал формироваться новый вид аграриев - агробизнесмены, которые ориентируются не на производство валовой продукции, а на прибыльность деятельности. Речь в первую очередь идет об агропредприятиях и сельских предпринимателях - фермерах.

- Следовательно, агропредприниматели вправе рассчитывать на меры господдержки, которые гарантированы остальному бизнесу в 2020 году?

- Республика в последние несколько лет активно поддерживает развитие отрасли. Производители привыкли, что могут рассчитывать на то, что государство подставит им свое плечо. В этом году даже оказалось так, что аграрии затратили на свое развитие, техническое обновление и закупку элитных семян и скота больше, чем в обычные периоды. Так что причитающаяся им поддержка будет оказываться на протяжении этого и следующего года.

- Чему 2020 год научит агробизнесменов и какие перспективы для АПК региона на 2021 год?

- Это был успешный год в целом для сельхозпроизводства. Не только в плане объемов. Это был год опыта работы в кризисных условиях, под давлением макроэкономических обстоятельств. Мы работали в сложных климатических условиях, которые усугубила пандемия коронавирусной инфекции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В новый 2021 год мы, аграрии Башкирии, входим с новым взглядом на жизнь. Все общество изменилось за этот год, стало больше ценить жизнь, здоровье, семью и близких. Мы осознали, что наши хозяйства, наш агробизнес - это то, что мы можем оставить своим детям, передать по наследству. Земля, которую мы возделываем, животноводческие комплексы и птицекомплексы, которые мы строим и развиваем, будут кормить следующие поколения, а значит, у наших потомков есть будущее.

ИА "Интерфакс-Поволжье".

Подписаться на ежедневную подборку новостей