Россия начинается с деревни

"Служить земле, умножению богатств хлебного поля — одно из самых благородных и прекрасных дел…» - любил говорить Терентий Мальцев, почетный академик ВАСХНИЛ, дважды Герой Социалистического Труда, которого называют совестью русской нации.

О труде пахаря и земледельца, доле сельчанина мы часто говорим в канун их праздника, говорим торжественно, но между тем судьба человека от земли во многом остается пока не самой завидной. А ведь все мы живем на земле и от земли. Все достижения человека имеют земное происхождение - каждый из нас ест хлеб и пьет воду, рождающуюся в земных недрах. И помнить надо бы об этом каждому, да не так это, к сожалению. Трепетное отношение к земле-матушке лелеют в себе только те, кто с раннего детства испытал тяжесть крестьянского труда, познал вкус хлеба, взращенного на родных просторах.

Жизнь в деревне никогда не была легкой, но тем не менее российское село продолжает оставаться неким оплотом крепости экономики. Казалось, в последние годы крестьянин был брошен на произвол судьбы, с карты исчезали не только маленькие селения, но и целые поселки, основным направлением деятельности которых было сельское хозяйство. Труд крестьянина был попросту обесценен. Сколько было гнева, апатии и разочарования в тружениках села, уже не веривших в возрождение! Прошли годы, прежде чем хоть немного начало меняться отношение к сельскому хозяйству. (За это время многое из того, что было, пришло в упадок, что-то растащили, разграбили.) Ибо стало понятно, что Россия без крестьянства, без земледельчества – не вся Россия. Немыслимо наше государственное устройство без деревни. С пониманием этого началось активное фермерское движение, люди покидают свои комфортные городские квартиры, возвращаются в села, берут в аренду земли. Начали «оживать» полуразрушенные фермы, зазеленели поля, обросшие бурьяном да  диким березняком. А в наших  краях, где достаточно сильно развита религия, ислам, появились первые после векового перерыва мечети. А у нас принято так считать, что если есть в деревне храм божий, есть жилище, работа, - значит, жив народ.

Байгузино – одно из старинных сел нашего района. К тому же одно из крепких. Какие бы перемены ни происходили в стране, люди старались выживать. Да, одним из первых в районе «почил в бозе» колхоз. Но село продолжало жить. Значит, не только в коллективном хозяйстве дело. Может, дело в людях? Эту мою мысль горячо поддержал глава сельского поселения З.З. Ханов. «Какое бы идейное зерно ни бросить в нашу байгузинскую почву, если оно разумное, хорошо продуманное, оно обязательно взойдет, - признался он. – Правда, предложения появляются не на пустом месте. Собравшись с аксакалами, старостами деревень (а их у нас ни много ни мало – девять), активистами, просто неравнодушными людьми, мы устраиваем некое подобие мозговой атаки. В споре, говорят, рождается мудрое решение. Так мы решаем вопросы проведения мероприятий, каких-то акций по благоустроительным работам. И так повторяется из года в год».

Надо признать, что Байгузинское сельское поселение – действительно одно из крупнейших в районе. В девяти населенных пунктах проживают 1691 человек. Людей трудоспособного возраста также немало – 951 человек. Работают такие предприятия и хозяйства, как МТС «Башкирская», СПК «Ленина», К(Ф)Х «Наргиз», «Рассвет», «Айдар».

Функционируют все сферы соцкультбыта: это  сельский Дом культуры, четыре  сельских клуба, две  библиотеки, пять фельдшерско-акушерских пунктов, детский сад, полная школа с  филиалом. На вопрос о том, благодаря чему люди живут зажиточно, Залиф Зайкатович отвечает, что в первую очередь благодаря своему подворью, своему труду. Сельчане считают выгодным содержать в своем подворье скотину, по республиканской программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда получают субсидии на развитие ЛПХ. Причем с каждым годом число желающих развить свое подворье все больше. И этот факт является одним из ярких показателей того, насколько сильно в людях стремление трудиться, жить достойно.

Основой всякого благополучия, безусловно, является труд. А байгузинцы – народ неленивый. Немало в сельском поселении и предпринимателей. Ни один из них, по словам главы, не остается в стороне от проблем малой родины. Помогает каждый чем может: кто техникой в период месячников по благоустройству, другие с готовностью откликаются, когда организуются какие-либо мероприятия.

О некоторых из них, пожалуй, стоит сказать отдельно. К примеру, Финарит Галимов. Он глубоко верующий человек, который занимается поистине святым делом – он выпекает хлеб. Причем те, кто хоть однажды попробовал байгузинский хлеб, утверждают, что вкуснее не едали. Предприниматель создал не только рабочие места (в сельской пекарне трудятся около двадцати человек), но и оборудовал свое производство по последнему слову техники и развозит свою продукцию по всему району. И это еще не все. Как истинно верующий человек он всерьез озабочен моральными качествами поколения подрастающего, считая, что лень и духовная бедность самым тлетворным образом воздействуют на юные создания. Создал сельскую хоккейную команду, залил каток во дворе школы, возит детей на соревнования. Конечно, не без помощи школы делается все это, но односельчане в один голос говорят о том, что Галимов – идейный вдохновитель и организатор всех спортивных соревнований. Это очень разносторонний человек. Будучи истинным мусульманином, он организовал при сельской мечети для детей курсы по изучению арабской графики. По мере возможности старается решать финансовые вопросы мечети, проводит и спонсирует религиозные праздники. Интересный факт: если взять картину по сельскому поселению в целом, религия выдвигается на первый план. В этом аксакалы видят панацею от многих проблем. «Религия не научит ничему плохому», - говорят люди пожилого возраста. Действительно, Коран резко порицает спиртное, табак, прелюбодеяние, тунеядство. И если ребенок с детства слушает проповеди, знает, что есть грех, а что – добродетель, воспитывается трудом, и ему некогда отвлекаться на дурные мысли и занятия, считают аксакалы, значит, можно быть уверенным, что он вырастет нужным обществу человеком. «Да, - продолжает свою мысль глава сельсовета, - в этом плане мы, можно сказать, благополучные. Повезло нам и с Бахали Назифовичем Хабибуллиным, уроженцем наших краев, который только в деревнях нашего сельского поселения построил три мечети. Живет он в Екатеринбурге, успешный бизнесмен, но будучи настоящим мусульманином, считает, что истинная религия способствует улучшению условий жизни, укрепляет связь между людьми». Залиф Зайкатович рассказывает обо всем, волнуясь и иногда сбиваясь, - человек неравнодушный и выросший здесь же, знающий абсолютно всех, он искренне благодарен людям, которые не забывают свою малую родину, стараются помочь, решить какие-то проблемы. Так же как и Хабибуллин, который всегда готов откликнуться на любые просьбы, так же, как братья Саляховы, считающие, что обязаны как можно больше помогать землякам. Как Ильгиз Муллакаев, обустроивший любимый родник байгузинцев, Зинфир Фаттахов, который всегда придет на помощь односельчанам. Конечно, все это нужно организовать, обратиться к активу, «выйти» на состоятельных земляков. Но Залиф Зайкатович за годы работы в сельсовете уже успел понять, что иначе жизнь на селе невозможна. Частенько для него не бывает ни выходных, ни праздников. Болит у него душа и за то, что еще не все могут найти работу на территории поселения. Радуется, что несколько предпринимателей, выходцев из Байгузино, обратились с предложением построить цеха по производству, создать рабочие места. А это значит, что не надо будет искать людям на стороне работу, не надо покидать семью, деревню. Значит, жизнь в Байгузино не погаснет.

…Можно сколько угодно ругать правительство, чиновников за то, что мало внимания уделяется селу. Все же объективности ради стоит заметить, что условия меняются. Мы видим, что государство начинает поворачиваться лицом к крестьянам. Но ведь и людей, рьяно болеющих за село, тоже не хватает. Они, конечно, всегда были на вес золота, а сейчас – тем более. Деревня нуждается не только в крепких руках, сыновней заботе, но и финансовой поддержке. И хорошо, если находятся люди, готовые протянуть ей руку помощи. Добро обязательно отзовется только добром.

P.S. У внимательного читателя может создаться впечатление, что в Байгузино царит абсолютно благостная картина. На самом деле это, конечно, далеко не так. Но то, что администрация сельского поселения пытается решать проблемы, опираясь на жителей, выходцев села, говорит о многом.

Елена Тарисова, газета «Янаульские зори».

Фотографии: 

Подписаться на ежедневную подборку новостей