Деревенька моя... (Янаульский район)

По данным исследований А. Асфандиярова, в письменных источниках моя родная деревня Старый Артаул упоминается, начиная с 1758 года. Обосновали ее выходцы трех крупных родов: Якуп, Бильди и Юлай. Занимались староартаульцы земледелием, животноводством, держали пчел. Деревня неуклонно разрасталась, своей земли стало не хватать. Поэтому некоторые семьи стали перебираться в другие деревни: БулатЕлга, Новый Артаул, Татарская Урада, Урняк (1844-1847 годы).

В деревне действовали три мечети, была своя школа. Одна из мечетей была перенесена и вновь возведена в селе Новый Артаул, к началу 20 века в нашей деревне оставалась одна мечеть, а в 34-м году прошлого века минарет на ней был спилен, и в мечети открыли школу. Мы, дети, родившиеся после войны, еще учились в этом здании. Жители села с большим уважением вспоминают учителей разных лет - Рифину Имамову (благодаря ей в 1972 году было реконструировано здание школы), Ильясова, Муфазалова, Каримова, Дускаева, Хасину Басырову. Большую роль в истории деревни сыграла близость железнодорожной магистрали. В четырнадцатых годах в деревне квартировали строители железной дороги – русские рабочие, общение с ними не могло не отразиться в сознании сельчан, а событие, когда паровоз промчался впервые по рельсам в 1916 году, стало знаменательным. В особо тяжелые годы железная дорога помогала выжить, как-то прокормиться. Технический прогресс вызывал и сложности. После возведения железнодорожного моста через Орью деревню в половодье стало затапливать, из-за чего она была перенесена на более высокий противоположный берег, оттуда мы в годы своей юности любовались широкими разливами. Было очень красиво, особенно когда на воду садились прилетевшие из теплых стран гуси-лебеди. История моего села тесно переплелась с историей всей страны. Храню воспоминания бабушек и дедушек - живых свидетелей Гражданской войны. Они рассказывали о том, как деревня переходила из рук в руки, ее занимали то красные, то белые, как прятали от белых молодых девушек, домашний скот, а в озере Киндер-Куль еще много лет находили остатки боеприпасов. Известно, что в 1936 году на конный двор колхозного села завезли лошадей Орловской породы. В Великую Отечественную многие из нашей деревни воевали в составе Башкирской кавалерийской дивизии. Отправлялись они на войну с рысаками, которых сами и вырастили. К сожалению, сегодня остался всего один живой участник ВОВ - Габдрахим Хайдаров. Возраст тех, кто ковал победу в тылу, тоже уже перевалил за девяносто. Хотелось бы назвать имена наших уважаемых женщин, которые самоотверженно трудились в войну и трудные послевоенные годы, среди них Накиба Билалова, Фагима Нигматзянова, Мухтарама Ялалова, Масура Хакимова, Хавия Низамова, Газда Загитова, Катифа Султанова, Гульсанира Сарварова и другие. Татары и башкиры как истинные мусульмане всегда отличались дружелюбием, добротой. Староартаульцы не были исключением. В свое время они приняли соседство со скрывающимися от принудительного крещения язычниками - основоположниками деревень Нократ и Можга. Добрососедские отношения установились и с русским мельником Телегиным. Заложенное им мельничное производство постепенно расширялось, в итоге мельницы рядом с нашей деревней выполняли заказы со всего района. Старый Артаул славен не только красотой окружающей природы, но и плодородной землей и трудолюбивыми людьми. Первый свой колхоз мои односельчане назвали «Донбасс», председателем его был выбран Мухтар Дускаев. После него колхозом руководили Зия Имамов, Фаузи Насретдинов, который затем лет тридцать являлся бессменным бригадиром. После укрупнения «Донбасс» вошел в состав колхоза им. Чапаева. Деревенька моя... Для меня нет прекрасней на земле места. С тобой связано все самое святое, что помню и люблю. Желаю, чтобы ты жила и процветала ради всех будущих поколений староартаульцев, которым будет куда приезжать и куда возвратиться. Я верю, что у истории моего села будет достойное продолжение.

К. Гараева, ветеран труда. 

Фотографии: 

Подписаться на ежедневную подборку новостей